2733

15 сентября 2015 года мобильная экспедиционная группа Павлодарской области отправилась из Акшимана Майского района в Баянауыл. Двухдневное путешествие проходило по самому центру Сары-Арки.

Наша машина смогла преодолеть часто встречающиеся на пути препятствия: овраги, безводные русла рек, бездорожье в степи. Но главное – у нас был опытный проводник, хорошо ориентирующийся в местности, глубоко знающий историю Баянаульского района, прекрасный рассказчик, которого можно без преувеличения назвать «Степным академиком» - Рамазан Динислямулы. Нам помогали практически все жители района. Из первых уст мы получали информацию о названии озер, гор и отдельно стоящих сопок, обо всем, чем богата степь Сары-Арка.

За полтора часа через Кызылтау мы добрались до Баянаульского района. Еще издали мы увидели высокие живописные Баянаульские горы, среди которых особо величаво возвышалась самая большая Акбет, высотой 1027 метров. Из всех имеющихся интерпретаций слова Баянаул, наиболее распространенная,  которой мы придерживаемся, является, что это слово монголо-тюркского происхождения, означающее «богатые, счастливые горы». Названия этих мест овеяны множеством легенд, одна из которых о Козы Корпеш и Баян сулу.

У въезда в район мы поклонились памятнику Шона бия, по инициативе и самом активном участии которого в 1826-1833 года решался вопрос о создании Баянаульского внешнего округа. Газета «Московские ведомости» подробно описывала торжества по этому поводу: «указ зачитали на русском и казахском языках, был парад отряда казаков и солдат седьмого батальона, салют, байга и большой той».

С высоты безымянного увала наша машина нырнула вниз, к ровной глади степного озера Сабындыколя, на берегу которого и расположился поселок Баянауыл. Здесь мы посетили музей, посвященный выдающемуся ученому-геологу, первому Президенту Академии наук Казахстана К.И. Сатпаеву.

В этом же селении мы узнали много нового и интересного. Так здесь находится могила молды Камалидена, который был учителем Абая Кунанбаева. В «Акмолинских областных ведомостях» от1889, 3 марта в  Заметке Садвокаса Чорманова «Мулла Камараудин Бий Жумартов» говорилось: «В сентябре минувшего года на 81-м году умер мулла Камараудин, погребен на мусульманском кладбище в одной версте от Баян-Аула. Происходил мулла из Малой Орды, род Алшин. В 19 лет ушел на учебу в Стерлитамак, где и провел последующие восемь лет. Затем постигал веру и законы Аллаха в Бухаре. В 1852 году прибыл в Акмолу и поселился в ауле полковника Турлыбая Кочекова. В 1863 году по приглашению прибыл в Омск для преподавания мусульманской грамоты в Сибирском кадетском корпусе. Омский муфтий принял у муллы Камараудин экзамен на звание имама, и с 1867 года мулла Камараудин – имам мечети в Баян-Ауле. Прославился своим благородством – помогал бедным, воодушевлял больных, мирил враждующие партии».

Далее мы направились на территорию природного национального парка (первого в нашей республике) площадью более 50 тысяч гектаров. Здесь расположены многие дома отдыха, на турбазе «Баянаул» стало традицией проведение туристического слета «Иртышский меридиан», на который приезжают команды из всего Казахстана и России. Особым великолепием сверкает озеро Жасыбай, которое было названо в честь славного батыра времен казахско-джунгарских воин. На перевале находится памятник Жасыбай батыру.

Дальше наш путь проходил через село Жанаауыл в урочище Ескельды, где жил и творил выдающийся философ, просветитель, поэт, собиратель фольклора Машхур Жусип Копеев. На месте его захоронения построен мавзолей - комплекс из желто-золотистого кирпича. К мавзолею ведут 73 ступени - столько лет прожил Машхур Жусип. Для создания архитектурного образа памятника были привлечены создатели ансамблей Абая, Шакарима, Кабанбая, Карасай батыра - известные казахстанские архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Внутри сооружения – две комнаты в каноническом мусульманском стиле - зиратхана и гурхана. Первая предназначена для молитв и бесед паломников, в гурхане установлено надгробье - сандыктас. Оно изготовлено из курдайского гранита в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. Позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией изготовил один из лучших казахстанских ювелиров Кырым Алтынбеков. На двух 14-метровых куполах мавзолея выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали шамшыраки (светильники) - тюрки издревле воскуряли дым для ублажения духов предков.

Переночевав в гостинице комплекса Машхура Жусипа, 16 сентября мы выехали в направлении  с. Тендык, урочище Аккелин, где жили многие выдающиеся личности, сыгравшие большую роль в истории Казахстана. По дороге, у подножия гор рядом с Баянауылом, мы увидели памятник, который свидетельствовал о том, что здесь, на небольшой горе в 1734 году собрались предводители аргынских родов, прославленные батыры в честь победы над джунгарами и провозгласили Аблая своим ханом.

Село Тендык поразило нас своей чистой, ухоженностью, порядком, а также своим особым гостеприимством. Мы сделали здесь остановку. Встреча с учителями и учащимися. Великолепный концерт талантливой аульной молодежи и аксакалов.

Из слов аксакалов мы узнали, что до революции здесь, в ауле Тендик, братья Чормановы открыли школу. В ней обучался, а потом и преподавал в 1918 году академик К.И.Сатпаев. Школа действовала почти полвека. Но, к сожалению, до настоящего времени, не сохранилась. Сейчас действует современная, хорошо оснащенная школа, в которой успешно действует Музей. Мы с большим вниманием ознакомились с экспонатами, выставками музея. Очень интересный разговор завязался у нас с директором школы – знатока краевой истории. Он показал нам  насыпи, каменные плиты древнего происхождения, проводил нас на могилу за реку Ащысу на родовое кладбище Чормановых, на котором заметно выделялся мраморный, с медной решеткой памятник полковнику Мусе Чормановичу Чорманову.

Муса  Чорманов родился в 1818 году. Отец нанял в учителя своему старшему сыну образованного русского человека.  Муса Чорманов за два года выучился русской грамоте, остального достиг самообразованием и усердием. В возрасте 16 лет его избирают волостным правителем. С 1841 года Муса занимал должность народного заседателя Баян-Аульского окружного приказа, 11 сентября 1854 года был утвержден старшим султаном Баян-Аульского округа. С разрешения Его Императорского Величества Александра II М.  Чорманов находился в Санкт-Петербурге с 1 января по 1 июля 1855 года; 8 декабря 1855 награжден золотой медалью для ношения на шее на Аннинской ленте.

Муса  Чорманов в составе депутации Сибирских киргизов 26 августа 1856 года присутствовал в Москве на церемонии «священного коронования Их Императорских Величеств» Александра II и Марии Александровны. Император Александр II ознаменовал коронование многими великими милостями: прощением недоимок, смягчением наказаний, наградами и прочее. Муса Чорманов 28 августа был удостоен чином майора и награжден золотым перстнем с бриллиантом, 17 сентября 1856 года отмечен коронационной медалью. 8 мая 1863 года Муса  Чорманов произведен в подполковники, 7 марта 1869 года – в полковники.

Муса Чорманов и сын его Садвокас, выпускник Омской гимназии, немало сделали для просвещения сородичей, открыли школы для казахских детей, направляли на учебу одаренных детей в учебные заведения Средней Азии, России.

Семья Чормановых пользовалась большим авторитетом.  В корреспонденции от 26 января 1890 года  была заметка о первых опытах хлебопашества в Аккелинской волости: сеют с 1897 года, урожаи хорошие. Отпала необходимость поездок за хлебом в Павлодар – Чормановы устроили мукомольную мельницу.

Ак Мырза, как называли М.Чорманова, закончил свой земной путь в Омске в ночь на 26 декабря. Тело доставили на зимовку Аккелин и предали земле 1 января 1885 года. Дети Мусы заказали в Екатеринбурге мраморный памятник с железной оградой стоимостью в 400 рублей. 10 тысяч человек  съехались на поминальный ас в урочище Чурчут-Корган с 18 по 23 июня 1885 года. Для прибывших установили 100 юрт. На угощение забили 200 лошадей и 300 баранов, приготовили 20 тысяч ведер кумыса. В байге на 40 верст участвовали 125 лошадей-бегунцов. И еще один след рода Чормановых. 13 марта 1894 года в газете появился некролог: «Мулла Али – Аскар Абдулкасимов сообщил, что зимою умерла Нурудин Ханым Садвокасова Чорманова, дочь султана полковника Чингиза Валиханова. Покойная помогала бедным, сиротам и вдовам…».

Продолжая путь, мы узнали колоссально огромное количество исторических фактов, имен батыров, политических деятелей, просветителей, знатоков Степи, которые были забыты в советское время, но их дела заслуживают несомненную признательность потомков. Одно из таких личностей - Бухар-жырау Калкаманулы (1693-1787). Это поэт эпического жанра, крупнейший общественный деятель времен ханов Тауке, Болата, Абильмамбета и Абылая. Это имя подвергалось умолчанию, либо ему давали непростительную обобщенно-осуждающую характеристику в угоду идеологическим стереотипам, называя не иначе как «феодальным певцом, а конкретнее, придворным поэтом хана Абылая…»

Жизнь и творчество Бухар- жырау тесно связаны с Сарыаркой. Бухар-жырау вырос в живописном местечке Суйхар-Ния, нынешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Как установил главный исследователь его жизни и творчества, ученый-фольклорист, собиратель произведений жырау Машхур Жусуп Копеев, Бухар происходил из рода аргын Среднего жуза, а его предки относились к знатным старшинам и родоначальникам. Отец Бухара Калкаман являлся храбрым и мужественным батыром казахского тайпа аргын, рода – каржас.  С детства Бухар был глухонемым. Но однажды, семилетнего мальчика, в отсутствие родителей, уехавших на похороны, подхватил смерч. Завитый неведомо откуда налетевшим ветром, мальчик запел, причем песня его лилась безостановочно. Когда ветер стих, глухонемой не только стал слышать, но и заговорил, причем стихами.  Конечно, этот ранний период жизни поэта окрашен легендарным ореолом, но он убеждает и в том, что в повседневной жизни Бухар говорил поэтическим слогом.  Становясь популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», иначе певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также её творений. Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной – творением всесильной природы».  Являясь представителем виднейших исторических личностей времен Абылая, чьё творческое наследие сохранилось благодаря письменным шежире: «Старейшина Бухар-жырау из рода Каржас был сыном Калкаман батыра. Знавшие его люди называли его «священное горло».

  Ораторское искусство высоко ценилось и почиталось среди кочевников-казахов. Бухар-жырау знал цену меткому слову, а потому утверждал:

 Кочевья караван вести не сложно –

 Сама в пути вода вам попадется.

 Отряд в набег вести не сложно –

 Добыча верная всегда найдется.

 Один лишь тяжек труд

 под звездным сводом-

 Трудно речь начать перед народом.

  Время жизни Бухар-жырау совпали с наиболее важными военными вехами Казахского ханства, когда решался вопрос жизни или смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар-жырау. Благодаря Бухар-жырау, участнику главных событий в местности Итишпес Алакуль (Анракай 1730) , мы знаем подробности поединка двадцатилетнего Сабалака (псевдоним Абылая) в рукопашной схватке с ойратским нойоном Шарышем. Победив своего грозного соперника, Абылай затмил тогда остальных выдающихся воинов своей храбростью и прославил себя навеки.

 Советник и глашатай идей Абылай хана Бухар жырау стал идеологическим советником хана в решении того или иного вопроса в конкретной обстановке. Его образ в казахском шежире - это образ справедливого прорицателя, активного поборника единения казахского народа, наконец, человека, воплощавшего в себе лучшие черты той далекой эпохи.

 На границе Карагандинской и Павлодарской области находится  мавзолей Бухар жырау, имя которого чтят и помнят его современные потомки.

 

 

С.Н. Мамытова, председатель НЭГ, 

Павлодарская область

Отдел по медиа обеспечению

КГУ «Қоғамдық келісім» 

аппарата акима Павлодарской обасти

 

 

 

Фото

2734

Фото

2735

Фото

2736

Фото

2737

Фото

2738

Фото

2739

Фото

2740

 

Фото

2741

Фото

2742

Фото

2743

Фото

2744

 

Фото

2745

Фото

2746

Фото

2747

Фото

2748

 

Фото

2749

Фото

2750

Фото

2751

Фото

2752

 

Фото

2753

Фото

2733